На уровне подсознания
Книжная выставка
11 декабря в отделе документов на иностранных языках открылась книжная выставка, посвященная 120-летию со дня рождения Поля Элюара, французского поэта.
Настоящее имя Эжен Эмиль Поль Грендель. Он прошел нелегкий, полный исканий путь «от горизонта одиночки к горизонту всех людей», от анархического бунта против фальшивой цивилизации к поэзии, «целью которой является полезная правда».
В 1914 г. Элюар был призван в армию и четыре года Первой мировой войны провел в окопах и прифронтовых госпиталях. Так и сложились его первые сборники: «Долг и тревога» (1917) и «Стихи для мирного времени» (1918), где запечатлен горький опыт его сверстников – солдат с «чужим ружьем». После демобилизации Элюар сблизился в Париже с кружком артистической богемы, ненадолго примкнул к дадаистам.
Неприятие ценностей буржуазного миропорядка выливалось у сюрреалистов в проповедь поэтики «автоматического письма», освобожденного от контроля разума. В книгах 20-30 гг.: «Град скорби», 1926, «Любовь поэзия», 1929, «Погружаясь в жизнь», «Роза для всех» (1934), «Щедрые глаза» (1936) – Элюар отвергает убогую сытость «здравомыслящего и благонамеренного мещанства». Характерные для поэта мотивы братства людей, прославления созидательного труда привели Элюара в ряды демократической интеллигенции. Опубликовав в разгар гражданской войны в Испании стихотворения «Ноябрь 1936» и «Победа у Герники», клеймящие франкистских и гитлеровских «строителей руин», он окончательно отходит от сюрреализма; укрепление гуманистических настроений и постепенное преодоление усложненности стиха сказалось в его сборниках «Течение событий» и «Полнота песни».
С первых дней фашистской оккупации Франции Элюар участвует в Сопротивлении. В 1942 г. он вступил в Коммунистическую партию. Патриотическая лирика тех лет, собранная в книге «Лицом к лицу с немцами» (1942-1945), составила одну из самых героических страниц французской литературы. После войны Элюар вступил в пору щедрого расцвета своего дарования. Никогда раньше его поэзия не была проникнута такой уверенностью в будущем, таким восхищением земными делами человечества. В поздних стихах Элюара искренняя непосредственность мировосприятия сливается со сложностью зрелой мысли. Эти стихи лаконичны и настолько содержательны, что некоторые строки поэта приближаются к афористическому лозунгу, уровню народной мудрости; а сам поэт вырастает в пиита, «в устах которого песня становилась воздухом Франции».
Литература представлена на французском и русском языках.
Выставка продлится до 20 декабря.
14.12.2015 | Просмотров: 120