Вышивка белой гладью
Встреча в клубе по изучению народных традиций им. И. Яхно
5 июня в отделе искусств состоялась очередная встреча в клубе по изучению народных традиций им. И. Яхно («Лихтарик»), посвященная искусству вышивки белой гладью.
На основании изданий по художественному вышиванию библиотекарь отдела искусств Елена Груздева подготовила краткий экскурс в историю возникновения этого изысканного вида творчества, берущего начало в глубокой древности в странах Востока. Она привела интересные факты, относящиеся к эпохе Возрождения, которая особенно славилась развитием всех искусств и художеств, где вышивка наравне с другими достигла высокой степени совершенства. Лучшие художники того времени делали рисунки для вышивки и сам Рафаэль интересовался этим творчеством.
Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе.
Сведения о развитии и совершенствовании художественной вышивки читатели, интересующиеся этим видом творчества, могут найти в разных источниках, посвященных технике вышивания. Библиотекарь акцентировала внимание мастеров и гостей клуба именно на вышивании белым по белому, которое приобрело широкое распространение во многих странах мира. Во второй половине XIX века этим видом вышивки славилась Великобритания, Франция, Бельгия, Германия, Швейцария. В языке народной символики во многих странах цвету в одежде, а также и в вышивке, принадлежит главная роль. Например, белый цвет в России издавна связан с представлением о свете. Белый цвет означал счастье, изобилие, чистоту, невинность и красоту.
Содержательная статья Н. Божьевой «Белые узоры гладью» ( Юный художник. - 2014. - № 11) знакомит с распространением этого вида вышивки на Руси, что было связано с европеизацией дворянского быта в эпоху Петра Первого. С этого времени особым атрибутом костюма становятся белоснежные рубашки с изящными манжетами и жабо, многочисленные воланы, рюши и оборки, элегантные косынки, носовые платки, которые шились из тонких хлопчатобумажных и льняных тканей и вышивались белой гладью.
В XX веке появились вышивальные промыслы с центрами во Владимирской области (поселок Мстера) и Ивановской (поселок Холуй), где белая гладь приобрела особое значение. Для создания изделий мастерицы вдохновлялись природными изображениями и с большой любовью воплощали окружающий их мир в мотивы белого узора. С выдающимися произведениями народного искусства знакомит уникальный альбом «Мстерская белая гладь» (М., 1954).
Владея многими видами вышивания и богатым художественным опытом, мастерицы среди предложенных изданий выделили технологию выполнения этого вида вышивки, предложенную в пособии Людмилы Шерстюк «Художня вишивка: біла і прорізна гладь» (К., 1996).
Е. В. Авдеева - автор пособия «Художественная гладь» (Ташкент, 1993) делится с вышивальщицам готовыми рисованими узорами и композициями.
Учебник В. Радкевич и Г. Пащенко «Технологія вишивки» (К., 1997) поможет всем желающим обучиться этому довольно трудоемкому виду вышивки с помощью пошаговой инструкции выполнения белой глади.
Очередная встреча в клубе состоится 12 июня в 10.00. Тема занятий «Головной убор в женском русском национальном костюме».
Справки по телефону: 337-35-68
08.06.2016 | Просмотров: 161