Кружевоплетение
Заседание клуба
23 октября состоялась еженедельная воскресная встреча в клубе по изучению народных традиций им. И. Яхно, работающем при отделе искусств. В продолжение изучения темы «Русские народные промыслы» мастерицам и гостям клуба была предложена беседа об искусстве кружевоплетения.
Библиотекарь отдела искусств Е. Груздева рассказала о том, что первое упоминание о русском кружеве относится к XIII веку и на его развитие оказывали влияние вышивка и ткачество.
На Руси было принято использовать кружево как оберег, который защищал человека в самых уязвимых (открытых) местах: шея, голова, руки. Каждый узор и цвет имел свое значение. Кружевоплетение называлось у нас в старину «женским замышлением», а кружевницы — «плетеями».
Весьма вероятно, что слово «кружево» произошло от глагола «окружать». В старину кружевом называли различные варианты узорной (тканой или вышитой) отделки одежды по подолу, оплечьям, рукавам.
В русском кружеве преобладают чисто русские национальные узоры, фантастические, геометрические и растительные орнаменты, изобразительные элементы; много цветных композиций, где не малое значение имеет наличие разных материалов: льна, шерсти драгоценных камней и жемчуга, золотой и серебряной мишурной нити, бисера, блесток.
Традиции кружевоплетения передавались из рук в руки, девочки 7-8 лет начинали выплетать кружева рядом с матерями, перенимая секреты мастерства.
В понятие «кружево» обычно включают три различных вида техники: шитое иглой, плетеное на коклюшках и вязаное на прутках и крючком.
Считается, что самое изящное и изысканное коклюшечное кружево, своей чистотой и внутренней гармонией оно способно украсить любой наряд: от вечернего платья до летнего сарафана. Кружево в доме создает уют и теплоту домашнего очага.
Дополнением беседы стал подготовленный библиотекарем обзор литературы, посвященный искусству кружевоплетения, выставка репродукций картин Василия Тропинина, Василия Верещагина, с любовью изображавших кружевниц за работой, что создало особую атмосферу тепла, уюта и ощутимой исторической преемственности.
Книга В.А. Фалеевой «Русское плетеное кружево» (Л.,1983) знакомит с историей кружевоплетения, его художественными и техническими особенностями.
Альбом Л.В. Ефимовой «Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного Исторического музея» (М., 1985) содержит иллюстрации кружевных фрагментов народного и светского костюма горожан, церковных атрибутов и облачения, свадебных аксессуаров, предметов интерьера.
Практическое справочное пособие Черноморец А.Д. «Ажурная вышивка и игольное кружево» (К., 1992) посвящено описанию различных видов швов и техническим приемам их выполнения. Издание иллюстрировано чертежами, схемами, цветными фотографиями.
Самоучитель Приходько Е.Н. «Плетение кружев на коклюшках» рассчитан на любителей этого уникального вида декоративно-прикладного искусства и позволяет при желании в любом возрасте самостоятельно освоить навыки кружевоплетения.
Книга «Узоры и кружева» (М., 2000) рассматривает основные способы и методику плетения кружев и их элементов.
Производственное издание Шенер Ф. «Кружево. Технология ручного и машинного изготовления» (М., 1990) описывает приемы вязания крючком с помощью челнока, на коклюшках, содержит рисунки и схемы кружев.
Мастерицы клуба Попова Людмила Никитична и Теплицкая Ирина Львовна презентовали свои авторские кружевные салфетки.
Следующая встреча на тему «Традиции самобытных кружевных промыслов» состоится 30 октября в 10.00.
26.10.2016 | Просмотров: 191