Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Традиции самобытных кружевных промыслов

Заседание клуба

30 октября состоялась очередная воскресная встреча в клубе по изучению народных традиций им. И. Яхно, работающем при отделе искусств. В продолжение изучения русского народного искусства библиотекарем отдела Е. Груздевой была подготовлена беседа на тему «Традиции самобытных кружевных промыслов», касающаяся истории возникновения и развития Вологодского, Елецкого и Михайловского центров кружевоплетения.

Основываясь на изданиях по декоративно-прикладному искусству, библиотекарь рассказала об особенностях этого древнего народного ремесла, которое сродни высокому искусству, о том, что русское плетеное кружево отличалось от всех других кружев богатством и разнообразием узоров и, вместе с тем, жизненностью мотивов. Самым сложным узорам присуща прозрачная ясность – результат высокого чувства гармонии, художественное богатство, декоративная выразительность и тончайшая, веками выработанная техника плетения. Русские кружева ставят в один ряд с такими всемирно прославленными, как венецианские, брюссельские, валансьенские. Русскому кружевоплетению присущ свой собственный, оригинальный стиль, являющийся творческим вкладом русского народа в мировую художественную историю кружевного дела.

К числу городов, создавших свою художественную манеру в кружевоплетении относились: Вологда, Елец, Михайлов и другие.

Среди центров производства русского кружева наиболее известна Вологда. Там орнаментация народной одежды была довольно сдержана по цвету, кружева были либо чисто белыми, либо в них вводили дополнительно немного красных ниток. Вологодскому кружеву свойственны: спокойный ритм рисунка, округлые мягкие линии изгибов, замысловатые геометрические узоры или выразительные изобразительные мотивы, создаваемые многопарным и сцепным способом. Вологодские плетеи давали поэтичные названия своим творениям «сердечко», «пряничек».

Вторым по популярности считается Елецкое кружево. Существует мнение, что в моду оно вошло благодаря строптивому нраву местных барышень. Педагоги-гувернеры, чтобы как-то заинтересовать купеческих дочек, придумали занимать их кружевоплетением. С середины XIX века обучаться плетению кружев стало почетно, девушки хвастались своим умением и активно участвовали в выставках у себя в стране и за границей.

В Ельце любили цветочные, растительные узоры, природные мотивы, отличающиеся большим изяществом и легкостью. Здешние мастерицы владели многопарным способом плетения. Самыми популярными узорами были «жучок», «жемчужинка», «сливочки», «гречишка», «пастушка».

Одним из самых красочных кружев считается Михайловское. В Михайлове использовался численный способ плетения. Его отличали плотность, разнообразие геометрических мотивов, фактурность узоров. Преобладал красный цвет в сочетании с желтым, синим, зеленым и различными оттенками белого. Яркое и плотное кружево хорошо дополняло одежду из грубого полотна и тяжелых тканей, а также сочеталось с яркими узорами вышивок на ткани. Любимые элементы михайловских кружев носили названия «городок», «бубенцы», «павлинка», «мушка», «змейка», «рыбки».

Более подробно узнать о центрах кружевоплетения в названых городах можно из фундаментального научного издания «Русское декоративное искусство: восемнадцатый век» Т. 2 (М., 1963), анализирующего всевозможные виды ручного художественного труда этой эпохи как величайшее явление в русской и мировой художественной культуре.

Редкий альбом «Вологодское кружево» (М., 1962) содержит ценные сведения о возникновении и развитии вологодского кружевного промысла.

Замечательная книга «Народные художественные промыслы» (М., 1984) представляет народное искусство, как основу художественной культуры народа, создавшего высокую культуру бытовой вещи, в том числе текстильные художественные изделия – вышивку, кружева, народный костюм.

Учебное пособие Н.Т. Климовой «Народный орнамент в композиции художественных произведений. Цветное и коклюшное кружево» (М., 1991) рассматривает различные приемы, технику и специфические особенности плетения цветного коклюшного кружева.

Оригинальный красочный альбом «Русские художественные промыслы» (М., 2011) из серии «Самые красивые и знаменитые» устами искусствоведов, сотрудников музеев и хранителей уникальных коллекций рассказывает об истории и современном состоянии знаменитых народных промыслов.

Дополнением книжной выставки стали многочисленные периодические издания по рукоделию: «Анна», «Валя-Валентина», «Дублет», «Диана креатив».

Свою замечательную коллекцию кружевных и вышитых изделий представили и мастерицы клуба – Попова Людмила Никитична, Савончук Нина Семеновна и Вильховая Вера Павловна. Очаровательный, вязаный крючком зонтик, выполненный дочерью мастера, продемонстрировала Селиванова Татьяна Дмитриевна. Теплицкая Ирина Львовна презентовала замечательные кружевные салфетки. Некоторые из них выполнены в середине 50-х годов XX столетия. Вышивальщица Ятрушева Людмила Гермогеновна интересно прокомментировала символику своих красочно вышитых рушников «Рождение новой жизни», «Чаша жизни», «Свадебный», «Рябина». Каждый из них таит в себе пожелание добра, благополучия, радости, продолжения рода человеческого.

Следующее занятие в клубе состоится 6 ноября. Приглашаем всех мастеров и любителей декоративно-прикладного искусства.

Справки по тел: 337-35-68

01.11.2016 | Просмотров: 233

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей