Традиции самобытных кружевных промыслов
Заседание клуба
30 октября состоялась очередная воскресная встреча в клубе по изучению народных традиций им. И. Яхно, работающем при отделе искусств. В продолжение изучения русского народного искусства библиотекарем отдела Е. Груздевой была подготовлена беседа на тему «Традиции самобытных кружевных промыслов», касающаяся истории возникновения и развития Вологодского, Елецкого и Михайловского центров кружевоплетения.
Основываясь на изданиях по декоративно-прикладному искусству, библиотекарь рассказала об особенностях этого древнего народного ремесла, которое сродни высокому искусству, о том, что русское плетеное кружево отличалось от всех других кружев богатством и разнообразием узоров и, вместе с тем, жизненностью мотивов. Самым сложным узорам присуща прозрачная ясность – результат высокого чувства гармонии, художественное богатство, декоративная выразительность и тончайшая, веками выработанная техника плетения. Русские кружева ставят в один ряд с такими всемирно прославленными, как венецианские, брюссельские, валансьенские. Русскому кружевоплетению присущ свой собственный, оригинальный стиль, являющийся творческим вкладом русского народа в мировую художественную историю кружевного дела.
К числу городов, создавших свою художественную манеру в кружевоплетении относились: Вологда, Елец, Михайлов и другие.
Среди центров производства русского кружева наиболее известна Вологда. Там орнаментация народной одежды была довольно сдержана по цвету, кружева были либо чисто белыми, либо в них вводили дополнительно немного красных ниток. Вологодскому кружеву свойственны: спокойный ритм рисунка, округлые мягкие линии изгибов, замысловатые геометрические узоры или выразительные изобразительные мотивы, создаваемые многопарным и сцепным способом. Вологодские плетеи давали поэтичные названия своим творениям «сердечко», «пряничек».
Вторым по популярности считается Елецкое кружево. Существует мнение, что в моду оно вошло благодаря строптивому нраву местных барышень. Педагоги-гувернеры, чтобы как-то заинтересовать купеческих дочек, придумали занимать их кружевоплетением. С середины XIX века обучаться плетению кружев стало почетно, девушки хвастались своим умением и активно участвовали в выставках у себя в стране и за границей.
В Ельце любили цветочные, растительные узоры, природные мотивы, отличающиеся большим изяществом и легкостью. Здешние мастерицы владели многопарным способом плетения. Самыми популярными узорами были «жучок», «жемчужинка», «сливочки», «гречишка», «пастушка».
Одним из самых красочных кружев считается Михайловское. В Михайлове использовался численный способ плетения. Его отличали плотность, разнообразие геометрических мотивов, фактурность узоров. Преобладал красный цвет в сочетании с желтым, синим, зеленым и различными оттенками белого. Яркое и плотное кружево хорошо дополняло одежду из грубого полотна и тяжелых тканей, а также сочеталось с яркими узорами вышивок на ткани. Любимые элементы михайловских кружев носили названия «городок», «бубенцы», «павлинка», «мушка», «змейка», «рыбки».
Более подробно узнать о центрах кружевоплетения в названых городах можно из фундаментального научного издания «Русское декоративное искусство: восемнадцатый век» Т. 2 (М., 1963), анализирующего всевозможные виды ручного художественного труда этой эпохи как величайшее явление в русской и мировой художественной культуре.
Редкий альбом «Вологодское кружево» (М., 1962) содержит ценные сведения о возникновении и развитии вологодского кружевного промысла.
Замечательная книга «Народные художественные промыслы» (М., 1984) представляет народное искусство, как основу художественной культуры народа, создавшего высокую культуру бытовой вещи, в том числе текстильные художественные изделия – вышивку, кружева, народный костюм.
Учебное пособие Н.Т. Климовой «Народный орнамент в композиции художественных произведений. Цветное и коклюшное кружево» (М., 1991) рассматривает различные приемы, технику и специфические особенности плетения цветного коклюшного кружева.
Оригинальный красочный альбом «Русские художественные промыслы» (М., 2011) из серии «Самые красивые и знаменитые» устами искусствоведов, сотрудников музеев и хранителей уникальных коллекций рассказывает об истории и современном состоянии знаменитых народных промыслов.
Дополнением книжной выставки стали многочисленные периодические издания по рукоделию: «Анна», «Валя-Валентина», «Дублет», «Диана креатив».
Свою замечательную коллекцию кружевных и вышитых изделий представили и мастерицы клуба – Попова Людмила Никитична, Савончук Нина Семеновна и Вильховая Вера Павловна. Очаровательный, вязаный крючком зонтик, выполненный дочерью мастера, продемонстрировала Селиванова Татьяна Дмитриевна. Теплицкая Ирина Львовна презентовала замечательные кружевные салфетки. Некоторые из них выполнены в середине 50-х годов XX столетия. Вышивальщица Ятрушева Людмила Гермогеновна интересно прокомментировала символику своих красочно вышитых рушников «Рождение новой жизни», «Чаша жизни», «Свадебный», «Рябина». Каждый из них таит в себе пожелание добра, благополучия, радости, продолжения рода человеческого.
Следующее занятие в клубе состоится 6 ноября. Приглашаем всех мастеров и любителей декоративно-прикладного искусства.
Справки по тел: 337-35-68
01.11.2016 | Просмотров: 233