Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация

Виртуоз фортепианной игры

к 80-летию со дня рождения Николая Петрова

14 апреля исполняется 80 лет со дня рождения Николая Арнольдовича Петрова (1943-2011), советского и российского пианиста, педагога, народного артиста СССР.

Впервые музыкальный мир заговорил о Николае Петрове в 1962 году, когда в 19 лет он завоевал серебряную медаль на Международном конкурсе имени Вана Клиберна в США. В 1964 году пианист одержал новую победу: он получил вторую премию на Международном конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе, а еще через год покорил публику Карнеги-холла – одного из самых престижных концертных залов мира. Музыкальная критика, отмечавшая счастливый дебют пианиста, была практически единодушна в высочайшей оценке его феноменальных исполнительских данных. Завершив учебу под руководством выдающегося советского музыканта, профессора Московской консерватории Я.И. Зака, Петров всецело посвятил себя концертно-исполнительской деятельности.

Несколько десятилетий Николай Петров являлся одним из лидеров современной пианистической элиты. «Он художник четко выраженной современной формации. В его творчестве зримо просвечиваются многие характерные особенности сегодняшнего концертно-исполнительского стиля… Петров-интерпретатор ‒ это здоровое и ясное мироощущение; это цельность художественного облика; это организованный и и отлично развитый интеллект», пишет о пианисте профессор Г. Цыпин. Гастрольные маршруты Петрова охватывали практически всю нашу планету. Репертуар музыканта включал массу произведений от глубокой старины до наших дней. За годы выступления на эстраде Николай Петров переиграл множество различных произведений. В его репертуаре – Бах и Бетховен, Гайдн и Моцарт, Шуберт и Брамс, Лист и Шуман, Дебюсси и Равель, Скрябин и Рахманинов. Часто и охотно пианист играл современную музыку – сочинения Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Хренникова, Щедрина, Эшпая. Так, если говорить только о музыке XX века, Петров стал первым отечественным исполнителем многих произведений Барбера, Хинастеры, Пуленка, Лютославского, Стравинского. Он выступал с Берлинским филармоническим, Лондонским симфоническим и Королевским филармоническими оркестрами, с ведущими симфоническими коллективами США, Японии и конечно со всеми главными оркестрами и дирижерами нашей страны. Петров стремился постоянно обновлять свои концертные программы, приобщать публику к малоизвестной или незаслуженно забытой музыке. Им подготовлено более 50 сольных программ, 85 концертов для фортепиано с оркестром, свыше 50 «петровских» дисков, половина из которых виниловые, выпущено звукозаписывающими фирмами. Каждое выступление выдающегося мастера приносило слушателям неподдельную радость. Когда Петров с пленительной легкостью и свободой, как бы шутя, справлялся с «трансцендентными» трудностями в самых сложных пьесах мирового фортепианного репертуара, это не могло не радовать, не воздействовать на воображение публики. Важнейшим художественным качеством его эмоциональной игры была эффектная виртуозность, которая с течением времени становилась все глубже, разнообразнее и выразительнее. Его манере была свойственна яркая эмоциональность, редкостное владение фортепианным звуком, оркестральностью красок. Свой несравненный опыт Николай Арнольдович успешно передавал в Московской консерватории молодым пианистам, прививая у них особый интерес к познанию нового.

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей