Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Между небом и кукольным племенем расстояние – всего ничего

Выставка документов к Международному дню кукольника

21 марта отмечается Международный день кукольника. Отдел искусств подготовил выставку документов, посвященную этой теме.

Театр кукол существует тысячелетия. Он пережил разные исторические эпохи и правителей, театр «живого актера» (так говорят о драматическом театре артисты кукольного), кино, телевидение, Интернет, а свои позиции не сдает. Искусство кукольников все так же привлекает, интригует, волнует, завораживает. Оно заставляет всех, и взрослых и детей, верить, чувствовать, страдать, радоваться, одним словом – сопереживать.

Первые кукольные представления появились в Древнем Египте. Они рассказывали о жизни богов. Человек не мог воплощать божество, и эту функцию древние египтяне возложили на куклу. Позднее появились сценки из обычной жизни – играли светские истории, басни, притчи, комедии. Актеры, в первую очередь, старались повеселить публику. Известно, что кукольные представления были популярны во многих странах, имелись и любимые персонажи: Полишинель – во Франции, Панч – в Англии, Касперле – в Германии. На Руси самой популярной игрушкой был Петрушка.

Невероятно увлекательно историю кукольного театра описывает театровед, доктор искусствоведения Смирнова Наталья Ильинична в книге «И… оживают куклы» (Москва, 1982). Автор рассказывает о происхождении и развитии кукольного театра, о любимых куклах в разных странах, их различных видах: пальчиковых, перчаточных, теневых, на тростях, марионетках и других. Особое место в книге отведено Государственному академическому центральному театру кукол имени С.В. Образцова, ведущему кукольному театру Советского Союза, а затем и Российской Федерации.

Театр носит имя этого знаменитого артиста неслучайно. Именно Образцов в 1931 году создал этот театр и руководил его работой всю жизнь. Сергей Владимирович ставил спектакли, принимал участие во всех этапах его создания, придумывал многие куклы, контролировал процесс их изготовления, а иногда и принимал в нем участие. Постановки Образцова вошли в золотой фонд мирового театрального искусства, а «Необыкновенный концерт» стал самым популярным кукольным спектаклем ХХ века и был занесён в Книгу Рекордов Гиннеса как спектакль, который посмотрело самое большое число зрителей во всём мире. Сергей Владимирович воспитал несколько поколений талантливых кукольников. С этим необыкновенным человеком и его творческим наследием знакомят следующие издания из фонда отдела: Образцова Е. «Необыкновенный Образцов. Хозяин кукольного дома и его семья» (Москва, 2006), Образцов С. «По ступенькам памяти» (Москва, 1987), Образцов С. «Моя профессия» (Москва, 1981).

Наряду с Сергеем Образцовым огромный вклад в развитие кукольного театра внесли и другие выдающиеся артисты. Евгений Сергеевич Деммени – первый советский режиссер-кукольник и первый теоретик кукольного театра. Михаил Михайлович Королев – художественный практик с оригинальным видением, теоретический исследователь, талантливый педагог. Владимир Михайлович Штейн – ученик Образцова, нашедший свой новаторский стиль, поставивший спектакли, которые считались невозможными для кукольников, а теперь вошли в учебники театрального кукольного искусства. С этими удивительными людьми, их творческими изысканиями и опытом, воспоминаниями о них знакомят издания из фонда отдела: Деммени Е. «Призвание – кукольник» (Ленинград, 1988), Королев М. «Искусство театра кукол. Режиссер в театре кукол» (Санкт-Петербург, 2015), Райтаровская Н. «Владимир Штейн» (Москва, 2010).

Кукольный театр – один из самых демократичных видов искусства. Без кукол невозможно детство, они есть в каждом доме, а детские игры с куклами – это уже прообраз кукольного театра. И мало найдется детей, которые не захотели бы создать свой театр. Как устроить кукольный театр, как организовать его работу, какие подобрать куклы и декорации расскажут книги Иванцова Л. «Мир кукольного театра» (Ростов-на-Дону, 2002), «Театр, где играют куклы. Пьесы. Методика. Программа» (Москва, 1999), «Что и как в театре кукол» (Москва, 1969).

Кукольный театр – преимущественно детский, а это значит, что он увлекательный, честный, талантливый, образцовый. В нем нет мелочей, все продумано и исполнено с высочайшим мастерством. Отдел искусств предлагает ознакомиться с литературой о кукольном театре, его истории и устройстве, о выдающихся кукольниках и незабываемых постановках спектаклей.

21.03.2024 | Просмотров: 374

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей