
Опера М. Мусоргского «Хованщина»
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»
11 июня в преддверии Дня России видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра» был посвящен исторической опере Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина».
День России – праздник огромной страны, день ее независимости, силы, крепости. За века существования не единожды ее проверяли на прочность чужеземцы и свои смутьяны, не один раз править ею хотели разные проходимцы и авантюристы. Но Россия всегда давала отпор и утверждала свое право на независимость, государственность и законность.
Один из таких периодов в истории нашей страны отражен в опере «Хованщина», в сюжете которой – стрелецкие бунты конца XVII века и попытка захватить царский престол.
Литературной основы у оперы не было, либретто написал сам Модест Петрович. Он тщательно и детально изучал подлинные документы и исторические исследования. При разработке сюжета, кроме достоверности событий, особое внимание композитор уделял характерам и психологическим характеристикам героев. В опере ярко показаны надменный и властолюбивый Хованский, мудрый и сдержанный Досифей, порывистая и страстная Марфа, другие персонажи. Огромная роль в развитии действия принадлежит народу: хоры стрельцов и пришлых людей – то удалые, то скорбные – передают силу духа и величие народа.
.jpg)
Мусоргский работал над «Хованщиной» восемь лет, но все же не успел ее окончить. Завершил оперу Николай Андреевич Римский-Корсаков, он же сделал оркестровку. Постановку долго не разрешали: в сюжете отображались реальные политические конфликты и религиозные распри. Премьера состоялась сначала в музыкально-драматическом кружке любителей, затем в Русской частной опере, и только в 1911 году, спустя 30 лет после создания, «Хованщину» поставили на профессиональной сцене – в Мариинском театре, а через год – в Большом. Сейчас опера – одна из самых репертуарных на российской сцене, арии из нее звучат в различных концертах, а оркестровое вступление «Рассвет на Москве-реке», с его чарующими мелодиями, стало символом возрождения страны и веры в ее будущее.
Библиотекарь предложила присутствующим познакомиться с книгами Н. Запорожец «Оперы Мусоргского “Борис Годунов” и “Хованщина”» (Москва, 1966), Абызовой Е. «Модест Петрович Мусоргский» (Москва, 1986), «М.П. Мусоргский в воспоминаниях современников» (Москва, 1989) и другими из фонда отдела искусств, которые рассказывают о жизни и творчестве Модеста Петровича Мусоргского.
.jpg)
11.06.2025 | Просмотров: 117