Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация

Поиск:

К архиву новостей

«МиГ» жизни Артема Ивановича Микояна

Наши редкости

Когда трудности кажутся непреодолимыми и препятствия множатся – это значит, что успех близок.
А.И. Микоян

5 апреля 1940 в воздух поднялся первый самолет, поступивший на вооружение под хорошо известной сегодня аббревиатурой «МиГ». Под руководством выдающегося советского авиаконструктора Артема Ивановича Микояна совместно с коллегой Михаилом Иосифовичем Гуревичем были созданы одни из первых высотные самолёты-истребители МиГ-1 и МиГ-3, оказавшие существенное влияние на исход воздушных сражений в ходе Великой Отечественной войны.

В честь 120-летия со дня рождения советского авиаконструктора Артема Ивановича Микояна, будет посвящен очередной материал рубрики «Наши редкости».

Анушаван Ованесович (имя, полученное от рождения) Микоян родился 5 августа 1905 года в семье плотника в маленьком горном селении Санаин (Армения). Среднее образование получил в школе фабрично-заводского ученичества, одновременно работая токарем на заводе. В 1928 году был призван в ряды РККА. После службы работал секретарем парткома на заводе и в 1931 году был направлен на учебу в Военно-воздушную академию РККА имени Н.Е. Жуковского. В период учебы во время производственной практики в Харькове в 1935 году создал первый самолёт собственной конструкции «Октябрёнок». С этого момента его судьба оказалась тесно связана с авиационной отраслью Советского Союза, стал одним из ключевых конструкторов эпохи развития авиации XX века.

Артем Иванович лично участвовал в испытаниях новых моделей самолетов, неоднократно рискуя жизнью ради совершенствования конструкций. За вклад в развитие мировой авиации награжден дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Сталинских премий, кавалер шести орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I-й степени, двух орденов Красной Звезды, награждён медалями. А.И. Микоян создал не только технику, но и свою школу в самолетостроении, воспитав много высококвалифицированных конструкторов.

Разработка самолетов МиГ способствовала развитию технологий в области авиации. Каждая новая модель представляла собой значительный шаг вперед в аэродинамике, конструкции двигателей и авионике. Это стимулировало развитие смежных отраслей промышленности, включая металлургию, электронику и материаловедение.

Среди моделей самолетов МиГ выделяются следующие, ставшие особенно популярными и значимыми как в России, так и за рубежом:

МиГ-9 – первый советский реактивный истребитель, поставленный на вооружение Советской армии после завершения войны;

МиГ-15 – первый серийный реактивный истребитель СССР, ставший одним из символов холодной войны, широко использовался в Корейской войне, продемонстрировав высокую маневренность и огневую мощь, производился в больших количествах и экспортировался в десятки стран;

МиГ-17 – улучшенная версия предыдущего самолета, способная развивать большую скорость и обладающая лучшей маневренностью;

МиГ-21 – самый массовый сверхзвуковой истребитель всех времен, выпущено свыше 11 тысяч единиц, известен своей простотой эксплуатации и надежностью, эксплуатировался десятками стран мира вплоть до начала XXI века;

МиГ-29 ¬¬– современный многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный в конце 1970-х годов, обладает выдающейся маневренностью и высокими боевыми характеристиками;

МиГ-31 – дальний перехватчик сверхзвуковой скорости, предназначенный для уничтожения воздушных целей на большой высоте и дальности, уникален своими возможностями обнаружения и поражения низколетящих объектов, остается важным элементом системы ПВО России.

Жизнь и творчество Артура Ивановича Микояна остаются ярким примером выдающегося инженера, сумевшего воплотить свои идеи в реальность и внести огромный вклад в развитие советской и мировой авиации, а его самолеты МиГ стали частью культурного наследия России, они изображены на почтовых марках, монетах и памятниках.

В фонде республиканской библиотеки имени Н.К. Крупской хранятся два уникальных издания, составленные на основе обширных материалов и воспоминаний людей, хорошо знавших и любивших Артема Ивановича, так же в издания включены фотографии из семейного архива и музея Опытно-конструкторского бюро им. А.И. Микояна: Арлазоров, М. Артем Микоян (Москва, 1978 / ЖЗЛ); Миг жизни: воспоминания об авиаконструкторе А.И. Микояне (Москва, 1998).

Всех заинтересованных в истории отечественного самолетостроения и более подробном описании характеристик истребителей МиГ можно познакомиться в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам.

01.08.2025 | Просмотров: 145

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей