
Сокровища Стивенсона
Заседание КЛУБА ЛЮБИТЕЛЕЙ ФАНТАСТИКИ «Странник»
Ноябрьская встреча Клуба любителей фантастики «Странник» в видеоформате посвящена обсуждению жизненного и творческого пути Роберта Льюиса Стивенсона и приурочена к 175-й годовщине со дня рождения шотландского писателя и поэта.
Первой публикацией Стивенсона в 1866 году стал очерк «Пентландское восстание. Страница истории, 1666 год». Уже тогда проявился большой интерес писателя к истории родной Шотландии. В 1873 году вышел очерк «Дорога», носивший просто символическое название: несмотря на бронхо-легочную болезнь, Роберт Льюис много путешествовал.
В 1876 году Стивенсон вместе с другом Уильямом Симпсоном совершил путешествие на байдарках по рекам и каналам Бельгии и Франции. Во французской деревне Барбизон он познакомился с Фрэнсис (Фанни) Матильдой Осборн. Эта замужняя женщина, бывшая старше Роберта Стивенсона на десять лет, впоследствии станет его женой. Вместе с ней в Барбизон приехали ее шестнадцатилетняя дочь – Изабэль Осборн, впоследствии записывавшая произведения Стивенсона под диктовку, и девятилетний сын – Ллойд Осборн, будущий соавтор писателя.
В сентябре 1881 года Роберт Льюис начал писать роман, который хотел назвать «Судовой повар». Первоначально роман по главам публиковался в детском журнале, но успеха автору не принес. Первое книжное издание «Острова сокровищ» вышло в ноябре 1883 года. Тираж разошелся не сразу, но успех второго издания, как и третьего, иллюстрированного, был бесспорным. «Остров сокровищ» снискал Стивенсону мировую славу. Первый русский перевод был сделан уже в 1886 году.
В 1885 году в сборнике был опубликован рассказ Роберта Льюиса Стивенсона «Маркхейм». Есть версия, что Стивенсон прочитал во французском переводе роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и его впечатления отразились в этом рассказе, а оттуда уже недалеко было и до фантастико-психологической повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», вышедшей в январе следующего года. Она представляет собой переосмысление традиционной для романтизма и готического романа темы двойника под углом зарождающейся научной фантастики, где зловещий двойник получает свободу действий благодаря раздвоению личности, вызванному изобретенным веществом. Прототипом главного героя стали известные шотландские преступники, которые вели двойную жизнь, – Томас Вейр и Уильям Броди, а общим фоном – городские легенды и исторические пейзажи Эдинбурга.
«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» была экранизирована множество раз. Следует отметить, что автор сочетал приключения, напряжение и психологические исследования, часто затрагивал темы двойственности человеческой личности, ее идентичности, морали.
С 1890 года Стивенсон жил на островах Самоа. У него был собственный двухэтажный деревянный дом. Местные жители проложили к этому дому дорожку, назвав её тропой любящих сердец. Последний роман Стивенсона, «Уир Гермистон», который, как считал автор, будет его лучшей работой, остался неоконченным. Стивенсон умер 3 декабря 1894 года от инсульта. Самоанцы, называвшие Стивенсона Тузиталой («рассказчиком»), подняли его, покрытого британским флагом, на вершину горы Веа, где и похоронили. Могила сохранилась, а над ней — прямоугольное бетонное надгробие, на котором написаны восемь строк из «Реквиема» Стивенсона.
Волевой человек, яркая личность, талантливый писатель, он сумел обрести литературное признание. Подробнее о жизненном и творческом пути ярчайшего представителя неоромантизма, Роберта Льюиса Стивенсона, смотрите в видео.
24.11.2025 | Просмотров: 14

