Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

«Живопись иглой»

Заседание клуба «Светлица»

26 августа в лекционном зале библиотеки им. Н. К. Крупской состоялось заседание клуба декоративно-прикладного искусства «Светлица» на тему «Живопись иглой».

Лицевое шитьё ("живопись иглой") представляет собой шитье золотом и шёлком иконописных изображений.

Сама техника пришла на Русь из Византии вместе с христианской верой. С тех пор лицевое шитье получило очень большое значение в древнерусском обществе.

Занимались этим видом шитья чаще всего особо зажиточные и знатные люди. Такое положение вещей сложилось потому, что материал для лицевого шитья был и остается исключительно дорогим, а сам процесс работы очень долог и тяжел, требует много свободного времени.

В каждом знатном доме существовала мастерская, в которой содержались мастера всех видов искусств, в том числе и швейного. Швейная мастерская называлась "светлицей".

В светлицах были собраны лучшие крепостные мастерицы-вышивальщицы, а сами работы светлиц были и остаются эталоном лицевого шитья, как в древнее, так и в настоящее время.

О тонкости восприятия окружающего мира свидетельствует необычайное разнообразие цветов и оттенков, которые подмечал древнерусский человек. Так, для красного цвета существовали названия: червчатый, багровый, гвоздичный, малиновый, рудо-желтый, кармазинный, брусничный, смородиновый, алый, маковый жаркий; для желтого — песочный, желтый, шафранный, соломенный, лимонный и т. п.

Шелковые нити для шитья употреблялись простые и крученые. Привозили шелк главным образом из Персии и Китая.

Серебряные и золотые нити были пряденые, то есть обмотанные вокруг шелковинки, волоченые в виде тонкой проволочки и сканые – перевитые с шелковыми.

Золото и серебро, как и драгоценные камни, также были привозные. Жемчуг применялся «гурмышский» и «кафимский» — привозной из Индии и Персии, через Азов и Кафу. Он был крупный «скатный» (круглый), особенно ценившийся и «уродливый» — более дешевый. Мелкий и средний жемчуг добывали и во многих северных реках.

Излюбленными фонами для большинства произведений лицевого шитья были итальянские камки — «венецейки», по преимуществу червчатого (красного) или лазоревого (голубовато-синего) цвета, а также восточная тафта.

Произведения «лицевого» шитья ценились очень высоко и занимали важное место в художественной и общественной жизни Древней Руси. Их тщательно хранили в церковных и монастырских ризницах в богатых княжеских и боярских домах, передавая от поколения к поколению.

Мастера клуба с удовольствием познакомились с техникой «живопись иглой», прослушали лекцию, подготовленную сотрудником отдела городского абонемента Булгаковой Еленой Васильевной, а также просмотрели предложенные видеоматериалы.

28.08.2017 | Просмотров: 314

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей