Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Сын шахтерского края (к 110-летию со дня рождения Юрия Черного-Диденко)

Цикл тематических просмотров «Книга недели»

В рамках цикла тематических просмотров «Книга недели» отдел краеведения представляет книги певца шахтерского края, как его называли на родине в Донбассе, писателя, чье творчество неотделимо от Донбасса – могучего, огневого, богатырского края угля и металла – Юрия Черного-Диденко (настоящее имя Вячеслав Лукич Диденко).

Родился Юрий Черный-Диденко 6 ноября 1907 года в пос. Ханжонково Донецкой области в семье рудничного служащего. Вскоре его семья переезжает в Горловку, где он заканчивает семилетку и начинает свой трудовой путь, работая каменщиком на восстановлении коксовых печей, отгребщиком и коногоном в шахте, культорганизатором в рудничном клубе. Одновременно он учится в горнопромышленном училище. Это было то время, когда за книги засели стар и млад, а на каждое место на рабочих факультетах объявлялись десятки кандидатов. Это было тогда, когда любое заметное событие в литературе вызывало всеобщий интерес.

В это время (в 1923 году) в Артемовске начал выходить литературно-художественный, общественно-политический журнал «Забой». И уже первые его номера свидетельствовали, что в Донбассе есть самобытные писательские силы. Это Владимир Сосюра, Борис Горбатов, Павел Беспощадный, Григорий Баглюк и другие одаренные прозаики и поэты. Среди этих имен тогда же промелькнуло имя коногона с Горловской шахты № 1 Юрия Черного-Диденко.

Свой творческий путь он начинает не с рассказа или очерка, а с малой заметки в стенной рудничной газете, работая над которой он испытывает желание рассказать о событии в штреке так, чтобы все было, как в жизни, интересно и волнующе.

И, прежде чем засесть за очерк или за рассказ, он пишет множество заметок, фельетонов, стихотворений, хлестких частушек, сменяет десяток псевдонимов. Периодически печатается в газете «Кочегарка», где его вскоре замечают и приглашают в штат. А работа в редакции означала непрерывные командировки на шахты… Эти командировки станут для него своеобразной школой для дальнейшего творчества. Прибыв на рудник, он не ограничивается беседой в шахткоме, а обязательно спускается в шахту, добирается до забоев, беседует с рабочими разных профессий.

На основании этого опыта, в начале 1930-х годов, в Донбассе выходят две повести «Млечный путь» и «Пороховой погреб». Он также начинает работать над первым циклом шахтерских рассказов, которые вышли в свет отдельной книжкой под названием «Человек – песня» (1935 г.) тиражом 10000 экземпляров.

В книге нет острых сюжетных коллизий, но есть сердечная теплота, с которой автор относится к своим героям-труженикам шахт, к их делам, к их думам. В 1938 году выходит из печати следующая его книга «Донецкие рассказы».

Все творчество Юрия Черного-Диденко овеяно романтикой шахтерской юности и проникнуто глубокой правдивостью. Ему не надо выдумывать события. Например, автобиографические повести о комсомольцах середины 1920-х годов, стремящихся найти свое место в жизни – «Синяя блуза» и «Заостренные карандаши» написаны «самой жизнью», подсказавшей автору увлекательную фабулу.

А во фронтовой повести «Сказание о первом взводе», которая была напечатана в 1955 году, речь идет о реальных людях во время Великой Отечественной войны, о легендарном подвиге бойцов взвода лейтенанта Широнина в сражении за переезд у с. Тарановки Харьковской области. Это повесть о 25 бойцах взвода, одновременно ставших Героями Советского Союза.

На фронте Юрий Черный-Диденко – с октября 1942 года. Первое его фронтовое звание было политрук, последнее – подполковник. На фронте он работает корреспондентом армейских газет «За Отечество» и «Фронтовик» Юго-Западного и 1-го Белорусского фронтов. Принимает участие в боях за Харьковщину, на Курской дуге, в освобождении Орла, Брянска, Люблина, Варшавы, в штурме Берлина.

За ратный подвиг награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, многочисленными медалями.

После окончания Великой Отечественной войны он продолжает служить в армии. Именно там и начинается активный период его творчества. В 1949 году он издает книгу «Созвездие», затем в 1952 году – «Новые горизонты».

В это же время начинает работать над романом «Правда на земле одна». В 1957 году он выходит из печати.

Следующий роман «Пласты» напечатан в 1959 году. В начале 1960-х годов им были написаны и опубликованы повести «Человек снимает погоны» и «Контрольная полоса».

Затем в 1969 году выходит в свет лирическая хроника «Искры на ветру».

А в 1971 году вышел очередной роман «Ключи от дворца».

Последнюю свою работу – опубликованную повесть «Матвей с «Капитальной», писатель не увидел.

Умер Вячеслав Лукич 14 марта 1973 года.

Хотелось бы более подробно заострить внимание на наиболее значительной в творческом активе Юрия Черного-Диденко книге – дилогии «Правда на земле одна». Это многоплановый роман, в котором писатель охватывает обширную полосу бурного времени: Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну и первый период экономического возрождения страны (1914–1919 годы). В романе писатель строит сюжетную схему в соответствии с датами важнейших событий тех времен, но избегает простого пересказа, населив свою эпопею колоритными, волевыми, запоминающимися персонажами.

Главный герой романа – Никишка (впоследствии Никифор Зотов) – из семьи обедневших крестьян Орловской губернии. В поисках заработка и лучшей доли его семья выезжает из деревни Моховая на Кавказ, где в гостинице одного из приморских городов он работает посыльным. Но основное действие романа разворачивается на шахтах Донбасса, куда семья переезжает с Кавказа, не добившись там лучшей доли. В России в это время назревает революционная ситуация, вовлекая в революционную борьбу шахтеров, в их числе и главный герой – Никифор Зотов. В романе писатель наделяет героя, а это был представитель рабочей молодежи времен революции и гражданской войны, бескорыстием, смелостью, безграничным доверием к старшим товарищам, трудолюбием, готовностью к подвигу, искренностью и честностью.

В произведение введены конкретные исторические лица – Петр Моисеенко, ветеран рабочего движения в России, Григорий Иванович Петровский, большевик, посланный в Донбасс для революционной борьбы. В лице основных персонажей писатель рисует обобщенные образы шахтеров – это коренной шахтер-запальщик Степан Найда, слесарь Корней Ващенко, подруга Никифора, молодая работница Меланка, китаец Ден Шу. Их оппоненты – это француз Гюэн, его правая рука Корнеев, обер-мастер Линер.

В романе много интересных, запоминающихся страниц. Например, эпизод встречи шахтерских посланцев с Владимиром Ильичом Лениным; приезд в Горловку Михаила Ивановича Калинина, его посещение шахты, беседа с шахтерами в забое; а также трогательная встреча Никифора и Меланки в родном Донецком крае. В романе-дилогии много и других запоминающихся моментов интересных для восприятия.

Приглашаем всех желающих посетить отдел краеведения и приобщиться к творчеству Юрия Черного-Диденко!

21.11.2017 | Просмотров: 927

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей