Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Стезею правды и добра…

Книжная выставка

12 апреля в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам открылась книжная выставка «Стезею правды и добра…», посвящённая 195-летию со дня рождения Александра Николаевича Островского, русского драматурга, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. (1823-1886).

Александр Николаевич Островский выдающийся русский писатель-драматург, театральный деятель. Родился 12 апреля 1823 года в Москве. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца, Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству.

Развивая лучшие традиции русского драматического искусства, используя опыт прогрессивной зарубежной драматургии, неустанно познавая жизнь родной страны, непрерывно общаясь с народом, тесно связываясь с наиболее прогрессивной современной ему общественностью, Островский стал выдающимся изобразителем жизни своего времени: «Гроза», «Волки и овцы», «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «Женитьба Бальзаминова», «Не все коту масленица».

В 5-ти томное «Собрание сочинений» А.Н. Островского (М.,1997) включены пьесы «Свои люди – сочтёмся», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», знаменитая «Гроза », «Тяжёлые дни», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бесприданница» и др., а также стихотворные пьесы, статьи, речи, заметки, письма.

Началом творческого пути писателя считается публикация в "Московском листке" (1847 год) наброска комедии "Несостоятельный должник", а пьеса "Свои люди – сочтемся!" принесла ему славу.

Драматургия Островского охватила русскую жизнь от исторических времён («Снегурочка») до самой живой современной драматургу злобы дня.

Книга А. И. Журавлёвой, В. Н. Некрасова «Театр А.Н. Островского» (М.,1986) даёт представление о спектаклях по произведениям А. Н. Островского на сцене театров Москвы, Санкт- Петербурга и других городов. Анализируя театральную постановку или кинофильм, авторы раскрывают своеобразие драматургии Островского и выявляют особенности освоения классики театром и кино.

За свою жизнь Островский написал 47 пьес, исполненных в различных жанрах – от полновесных трагедий до небольших драматических эпизодов. В пьесах А. Н. Островского изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

В книге Е. Г. Холодова «Язык драмы» (М.,1978) исследуется опыт работы А. Н. Островского над языком драматических произведений. Автор книги знакомит читателей с творческой лабораторией драматурга, с его подходом к языку различных социальных групп, к различным явлениям, происходившим в языке современного ему русского общества.

Поэзия Пушкина дала язык новому, ощутившему себя европейцем, русскому человеку, Островский же, начинавший как «Колумб Замоскворечья», патриархального уклада московского и «захолустного» купечества, словно бы впустил в современную литературу мир «допетровского» русского человека. Он показал дошедший до современности остров прапрадедовской жизни вовсе не как заповедник прошлого: современность всечасно вторгается в этот мир. Сквозь внешне необычное, диковинное на взгляд европеизированного образованного общества, писатель сумел увидеть общерусское. Именно в повседневной жизни «среднего класса» он показал и его пороки, и его прекрасное: доброту, верность, бескорыстие.

В сборнике А.Н. Островского «Горькое слово истины» (М.,1973) читатель найдёт статьи и речи, отрывки из писем драматурга, который жил интересами своего времени, выступал борцом за идейный народный театр.

Великий драматург является не только творцом гениальных пьес и незаурядным переводчиком, но и выдающимся знатоком сценического искусства, великолепным режиссером и теоретиком, предвосхитившим учение К. С. Станиславского. Он писал: "Я каждую свою новую комедию, еще задолго до репетиций, прочитывал по нескольку раз в кругу артистов. Кроме того, проходил с каждым его роль отдельно".

На выставке также представлены и журнальные статьи, знакомящие читателя с интересными фактами из жизни замечательного писателя.

Много материалов об А.Н. Островском можно найти также в периодических изданиях.

Статья Н.А. Николиной «Языковая и речевая рефлексия в пьесах А.Н. Островского» опубликована в журнале «Русский язык в школе» (2006. – №3. – С. 62 – 68) в рубрике «Анализ художественного текста».

«Вестник Московского университета» (Серия Филология. – 1997. – № 3. – С. 106 – 110) в разделе «Сравнительное литературоведение» поместил статью А.И. Журавлевой «Шиллеровские мотивы в театральной эстетике Григорьева – Островского». Автор исследует влияние немецкого романтизма на творчество русского драматурга.

«Жанры пьес А.Н. Островского» - так озаглавлена статья Л.В. Чернец в научно–методическом издании «Русская словесность» (2009. – №1. – С. 11 – 19). Данный материал может помочь учителям в подготовке к урокам литературы.

Методические цели и задачи решают также кандидат филологических наук из Рязани Ирина Владимировна Грачева в публикации «Художественная деталь в пьесе А.Н. Островского «Гроза» (Литература в школе. – 2003. – № 38. – С. 17 – 20) и сотрудница кафедры русской литературы Костромского педагогического института Л.Ю. Малоземова в статье «Снегурочка», весенняя сказка А.Н. Островского» (Литература в школе. – 1994. – №5. – С. 22 – 33).

Книжная выставка будет действовать до 22 апреля.

11.04.2018 | Просмотров: 339

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей