Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Вся жизнь как одно мгновение...

Книжная выставка

27 июля в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открывается книжная выставка «Вся жизнь как одно мгновение...», посвящённая 165-летию со дня рождения Владимира Галактионовича Короленко, писателя, публициста, общественного деятеля, заслужившего признание своей правозащитной деятельностью, как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и советской власти (1853–1921).

Писатель яркого и большого дарования, Короленко вошёл в историю русской литературы как автор многочисленных повестей и рассказов, художественных очерков, четырёхтомной «Истории моего современника», наконец, как критик и публицист.

Короленко родился в семье уездного судьи. Дед писателя происходил из казацкого рода; его сестра Екатерина Короленко – бабушка академика Вернадского.

С ранних лет Короленко примкнул к революционному народническому движению. В 1876 году за участие в народнических студенческих кружках он был исключён из Петровской земледельческой академии в Москве и выслан в Кронштадт под надзор полиции.

По окончании срока ссылки Короленко возвратился в Петербург и в 1877 поступил в Горный институт. К этому периоду относится начало литературной деятельности Короленко.

В 10-ти томное «Собрание сочинений» (М., 1956) В.Г. Короленко включены письма, новеллы, повести, рассказы, очерки, критические статьи и публицистика.

Произведения «Слепой музыкант» и «Дети подземелья» (так назывался адаптированный для детей вариант повести «В дурном обществе») долгое время входили в школьную программу, хотя писатель создавал их не для детей. Он вообще считал, что все книги должны быть интересными взрослым и понятными детям.

В июле 1879 года в петербургском журнале «Слово» была напечатана первая новелла писателя «Эпизоды из жизни “искателя”». Ссылки и преследования не помешали Короленко печататься, его известность среди читающей публики росла.

В книге В. Короленко «История моего современника» (М., 1965) автор попытался вызвать в памяти и оживить ряд картин прошлого: как они отражались в душе сначала ребёнка, потом юноши, потом взрослого человека. В книге писатель стремился к полной исторической правде, часто жертвуя её красивыми или яркими чертами правды художественной.

Популярность Короленко была огромна, и царское правительство было вынуждено считаться с его публицистическими выступлениями. Писатель привлекал внимание общественности к самым острым, злободневным вопросам современности.

В своей литературной и общественной деятельности писатель обращал внимание на положение евреев в России, был их последовательным и активным защитником. В 1911–1913 годах Короленко выступал против антисемитов, раздувавших сфальсифицированное «дело Бейлиса», опубликовал более десяти статей, в которых разоблачал ложь и фальсификации черносотенцев.

Монография Г.А. Бялого «В. Г. Короленко» (М., 1983) представляет собой наиболее полное исследование творчества известного русского писателя. Автор книги рассматривает творческий путь, социальные, эстетические и философские взгляды В.Г. Короленко на фоне революционного движения в России и в связи с развитием новой демократической литературы.

В нашей стране творчество Короленко пользуется широкой популярностью. Его чтят, как выдающегося писателя, отдавшего свой талант на защиту человека, видят в нём горячего патриота, верившего в могучие силы своего народа.

На вставке представлены также периодические издания, освещающие жизненный и творческий путь писателя.

В статье А.В. Гноевых «Владимир Галактионович Короленко» (Вопросы истории. – 2013. – № 12. – С. 113–129) рассматривается общественная акция писателя в защиту 10-ти мултанских вотяков, обвиненных в ритуальном убийстве – человеческом жертвоприношении языческим богам. В этом процессе участвовали многие видные юристы, но основная заслуга в оправдании вотяков приписывалась именно Короленко. Ему было предоставлено последнее слово на заключительном судебном заседании в Мамадыше. Короленко добился оправдания оклеветанных людей.

На страницах журнала «Литература в школе» (2001. – № 7. – С. 2–9) в статье С.С. Фолимонова «Пейзаж в творчестве В.Г. Короленко» анализируются пейзажные зарисовки в очерках писателя. Автор максимально оттачивает слог, стараясь, чтобы его описания отличались простотой и глубиной фразы. Короленко часто одухотворяет природу, заставляя ее активно участвовать в развитии сюжета.

А. Гноевых, А. Данюк в статье «Редакторские тетради Короленко как зеркало литературного процесса в России начала ХХ века» рассматривают работу писателя и редактора журнала «Русское богатство». Речь идет о тетрадях Владимира Галактионовича Короленко, ставшего в 1904 году преемником Михайловского на посту главного редактора журнала.

Прошло сто шестьдесят пять лет с тех пор, как перестало биться сердце писателя. Но даже такая временная отдалённость не притупила остроту проблем, поднятых в своё время этим великим заступником униженных и оскорблённых.

Не в одном поколении многие русские люди воспринимают Короленко и как своего учителя, и как собственную совесть. Его произведения, вошедшие в богатое наследие классической литературы, не потеряли своего художественного значения и в настоящее время.

Выставка продлится до 7 августа 2018 года.

27.07.2018 | Просмотров: 327

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей