Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Уроки гражданственности Донбасса в системе коррекционно-воспитательной работы

День информации

30 октября главным библиотекарем отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой в лекционном зале библиотеки был проведён День информации для воспитателей специальных общеобразовательных школ – интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья - слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования на тему «Уроки гражданственности Донбасса в системе коррекционно-воспитательной работы».

В современном обществе, как и во все времена, проблема здоровья является одной из наиболее важных социальных проблем, так как именно здоровье обеспечивает гармоничные отношения человека, природы и общества в целом. Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного духовного и социального благополучия.

Среди детей с отклонениями в развитии выделяют глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с недоразвитием речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития.

В статье Ломова А. И. «Требования к образовательной организации, осуществляющей обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» речь идёт о необходимости выполнения определённых требований образовательной организации, где обучаются дети с ОВЗ: к территории школы, наполняемости классов, к школьным столовым (Практика административной работы в школе. - 2016.- №3.- С.3 – 7).

У всех детей с ОВЗ есть схожие психологические и социальные проблемы. Для них характерны: сосредоточенность на своей болезни, неумение общаться, привычки в опеке, несамостоятельность и, как правило, застенчивость.

В этой ситуации немаловажную роль сыграло общество здоровых людей, так как многие из нас до сих пор не научились быть толерантными и тактичными по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Из-за нашей нетерпимости у них возникают коммуникативные барьеры и ощущение «неполноценности» всё больше и больше обостряется в такой ситуации.

Из-за чувства отчуждённости и боязни непризнания общества, люди с физическими особенностями продолжают жить в своём маленьком мире, где нет контакта со здоровыми людьми. Но эта проблема не является не решаемой и ей уделено особое внимание. Главный выход из этой проблемы – инклюзивное образование, в котором разработан особый, гибкий подход к преподаванию и обучению.

В статье Савостьянова А. И. «Проблемы развития инклюзивного образования в России с учётом реализации ФГОС» ставится остро вопрос об инклюзивном образовании, научно обосновывается необходимость и выделяются основные принципы инклюзивного образования (Методист. - 2016.- №8.- С.9 – 11).

Инклюзивное образование даёт возможность всем учащимся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, в полном объёме участвовать в жизни коллектива в детском саду, школе, институте.

Сборник «Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования» (М., 2012) включает в себя российские и западные работы, посвящённые различным аспектам исследования процесса инклюзивного образования - готовность педагогического коллектива к инклюзии, адаптация образовательных программ, изучение социальных факторов, влияющих на включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детальный анализ процесса включения в дошкольный коллектив детей с ОВЗ и эффекты применения различных педагогических методов, развитие сверстников без нарушений, воспитывающихся в инклюзивном окружении.

В настоящее время происходят изменения в системе образования, связанные с включением детей с особыми образовательными потребностями в среду обычных сверстников. Это актуализирует переход от интеграции к становлению различных форм инклюзивного образования: временной, частичной, комбинированной, полной.

Статья Давыдовой Л. Н., Колокольцевой М.А. «Динамика нравственного развития младших школьников в условиях инклюзивного образования: региональный аспект» посвящена изучению динамики нравственного развития младших школьников в условиях временной и комбинированной форм инклюзивного образования, которая исследовалась в трёх школах г. Астрахани (Психологическая наука и образование. - 2011.- №1.- С.93 – 101). А в статье Кутёповой Е. Н. «Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики» проанализированы формы и условия получения образования в России детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и обозначены факторы, способствующие изменениям в сфере образования, в том числе и инклюзивного. Определены трудности, тормозящие сближение специального (коррекционного) и общего образования, обоснована необходимость создания модели взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования по сопровождению детей с ОВЗ в системе общего образования (Психологическая наука и образование. - 2011.- №1.- С.103 – 112).

Современное гражданско-патриотическое образование играет важнейшую роль в формировании у подрастающего поколения Донецкой Народной Республики ценности человеческой жизни, семьи и семейных отношений, инновационной трудовой этики и является одним из ключевых факторов социальной стабильности и развития нашего общества.

Где искать героев и новые образы достойной жизни? Не тоска, но профессиональная необходимость в новых героях имеется у современных педагогов, каждый день читающих в испытывающих взглядах воспитанников вопрос: как жить и что делать в этой жизни?

Каждый учитель каждый день смотрит в глаза не школьнику, а новому поколению, с которым он будет встречать свою старость, а его дети и внуки жить. Плохо, если педагог отводит глаза или невнятно бормочет про какое-то «доброе и вечное», не умея привести достойные для веры образы из жизни или хотя бы литературы. Они должны быть по-человечески красивы, убедительны, и сам педагог должен светиться верой…в силу добра, правды, справедливости!

А Я.А. Коменский говорил, что «дети учатся раньше подражать, чем познавать». Особенно тем образцам, которые из жизни, которые рядом.

Необходимо расширить доступность и улучшить качество образования для всех, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые должны полноценно принимать участие в социальной жизни общества в целом.

Пока не будут устранены основные причины и барьеры, мешающие нормальному развитию инклюзивного образования, саму проблему не удастся решить.

Не надо забывать, что от педагогов зависит будущее сегодняшних детей и насколько они будут полезны обществу в дальнейшем. А дать хорошее образование детям с ограниченными возможностями поможет инклюзивное образование. Это ключ к решению многих проблем.

31.10.2018 | Просмотров: 321

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей