Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Фантаст, предвосхитивший будущее…

Книжная выставка

15 марта 2019 года в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открывается книжная выставка «Фантаст, предвосхитивший будущее…», посвящённая 135-летию со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева.

Александр Беляев… Любителям фантастики о многом говорит его имя.

Один из основоположников советской научно-фантастической литературы родился 16 марта 1884 года в городе-герое Смоленске.

Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его привлекал иллюзорный мир звуков. Доподлинно известно, что литератор без чьей-либо помощи научился играть на скрипке и рояле.

В 8-ми томное «Собрание сочинений» (М., 1963) включены известные романы, повести, рассказы: «Остров погибших кораблей», «Голова профессора Доуэля», «Когда погаснет свет», «Человек-амфибия», «Властелин мира» и другие произведения.

В список увлечений также входили занятия фотографией и освоение азов актерского мастерства. Домашний театр Беляевых гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям.

В 1901 году писатель окончил духовную семинарию, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убеждённым атеистом.

После смерти отца средства семьи оказались ограничены. Александр, чтобы оплатить своё обучение, брался за любую работу. До момента выпуска из учебного заведения он успел поработать и репетитором, и декоратором в театре, и даже цирковым скрипачом.

По окончании Демидовского лицея Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске. Зарекомендовав себя как хороший специалист, Александр Романович приобрел постоянную клиентуру. Стабильный доход позволил ему обставить квартиру, приобрести дорогостоящую коллекцию картин, собрать библиотеку, а также путешествовать по Европе. Известно, что писателя особенно воодушевляли красоты Франции, Италии и Венеции.

В 1914-м Беляев оставил юриспруденцию и посвятил себя театру и литературе. В этом году он дебютировал не только как режиссер в театре, участвуя в постановке оперы «Спящая царевна», но и опубликовал свою первую художественную книгу (до этого были репортажи, рецензии, заметки) – детскую пьесу-сказку в четырех действиях «Бабушка Мойра».

В сборник Александра Беляева «Невидимый свет» (М., 2010) вошли фантастические повести и рассказы разных лет. Более десяти произведений, вошедших в сборник, ни разу не переиздавались с 1920–1930-х годов, и современный читатель прочитает их впервые.

В 1915 году судьба нанесла Беляеву жестокий удар, навсегда нарушивший привычный ход жизни. Писатель заболел костным туберкулезом позвонков, осложнившимся параличом ног. Врачи, облачившие тело 31-летнего фантаста в гипсовый корсет, не давали никаких гарантий, заявляя, что Александр может на всю жизнь остаться калекой.

Сильная воля не дала Беляеву пасть духом, он продолжает творчески работать.

В 1923 году писатель перебрался в Москву. В московский период Беляев опубликовал в журналах и отдельными книгами свои увлекательные произведения в жанре фантастики: «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Борьба в эфире», «Человек-амфибия» и «Голова профессора Доуэля».

В последнем романе коллизия основана на собственном опыте человека, закованного в гипс и парализованного, не властного над своим телом и живущего, словно без туловища, с одной живой головой. В ленинградский период из-под пера писателя вышли произведения «Прыжок в ничто», «Властелин мира», «Подводные земледельцы» и «Чудесный глаз», а также пьеса «Алхимики».

На протяжении всей жизни советская критика высмеивала его кажущиеся безумными пророчества, не подозревая, что в романах, рассказах и повестях творец, тонко чувствующий мир, приоткрывал завесу тайны, позволяя читателям увидеть мир грядущего будущего.

В критико-биографическом очерке Бориса Ляпунова «Александр Беляев» (М., 1967) рассказано не только о самых популярных произведениях писателя, но и о менее известных и не потерявших значения сейчас, о творческих связях Беляева и Циолковского, о роли Беляева в развитии советской научной фантастики.

В 1937 году Беляева перестали печатать. Депрессия стала его музой, и, загнанный в угол творец, написал роман о своих несбывшихся мечтах, дав ему название «Ариэль». В книге, вышедшей в свет в 1941 году, над главным героем ставят опыты с левитацией и, в ходе удачно прошедших экспериментов, он получает способность летать.

В своих произведениях фантаст предсказал такие научные открытия, как создание искусственных органов, появление систем изучения земной коры и возникновение орбитальных космических станций.

Беляева называли отечественным Жюлем Верном, но, несмотря на всю лестность такого сравнения, он был и остается писателем самобытным, оригинальным, по большому счету, ни на кого не похожим, за что на протяжении десятилетий по-прежнему любим многими поколениями читателей.

Книжная выставка будет действовать до 22 марта.

15.03.2019 | Просмотров: 323

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей