Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Современные методы преподавания музыкально-теоретических дисциплин

День информации

В отделе искусств прошел день информации для преподавателей музыкальных школ и школ искусств - слушателей Республиканского учебно-методическом центра повышения квалификации работников культуры (РУМЦПК).

Преподаватели музыкально-теоретических дисциплин познакомились с историей и информационными возможностями отдела, располагающим богатейшим фондом литературы по всем видам искусства. Так, музыкальный раздел фонда помимо научной, учебной и популярной литературы по истории и теории музыки, включает уникальную коллекцию нот, фонотеку с редкими и ценными музыкальными аудио и видеозаписями. Сотрудники отдела познакомили педагогов со справочно-библиографическим аппаратом - каталогами нотных изданий и звукозаписей, электронным каталогом, позволяющим сориентироваться во всем многообразии имеющихся изданий и подобрать интересующий материал.

Для музыкантов-теоретиков был проведен библиографический обзор литературы, посвященной современным методикам преподавания сольфеджио.

Одной из особенностей русской музыкальной педагогической школы всегда было пристальное внимание к музыкально-теоретическим дисциплинам. Сегодня же в наше прагматичное время вопрос их выживаемости стоит очень остро. Большинство учащихся музыкальных школ считают самыми неинтересными и нелюбимыми предметами сольфеджио и теорию музыки. Один из главных вопросов преподавания сольфеджио в XXI веке звучит следующим образом: как, не упрощая существо предмета, сделать сольфеджио привлекательным и личностно востребованным новым поколением учащихся.

Современные публикации учебно-методических пособий предлагают разнообразные методики, позволяющие сделать теоретические предметы по-настоящему понятными и интересными.

Первое в России исследование, посвященное проблемам начального музыкального обучения на основе творческой игровой деятельности учащихся это монография Т. Тютюнниковой «Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация на основе бытия» (Москва, 2003).

Вслед за ним вышло множество учебно-методических пособий, в которых вместо скучных правил – живые, легко запоминающиеся оригинальные песенки, в дополнение к традиционным упражнениям – веселые игры.

В московском издательстве «Классика XXI» в 2009 году вышел сборник «Как преподавать сольфеджио в XXI веке». Опубликованы пособия М. Мешковой «Чтение с листа на уроках сольфеджио» (2007), В. Середы «Как оживлять звуки, как открывать музыку. Логика классической тональной системы» (2011), помогающие развитию музыкального мышления учащихся В серии «Занимательное сольфеджио» педагогам предлагаются учебно-игровые пособия Л. Лёхиной «Путешествие в страну интервалов», «Аккордовые сказки для больших и маленьких» (2010), «Ладовые сказки, тональные подсказки» (2012) и другие.

Привлекают внимание авторские методики педагогов Санкт-Петербурга: Л. Ефремовой «Учиться интересно: пособие по сольфеджио» (2006) и «Ритм: песни и игры» (2011), М. Крыловой «Мои первые нотки» (2006), Н. Бергер «Сначала ритм: ребенок играя творит музыку» (2004)», Т. Вогралик «Метроритмический букварь» (в 4-х ч.) (2008, 2012), Т. Тютюнниковой «Потешные уроки» (2011), С. Королевой «Я слышу, знаю и пою: Теория музыки на уроках сольфеджио с 1-го по 7-й класс» (2011), Н. Гильченок «Слушаем музыку вместе» (2013) и др.

Инновационный подход к освоению курса сольфеджио описан в оригинальных учебно-методических пособиях С. Данилкиной «Актуальное сольфеджио: 1–3 класс» (Казань, 2018), Ю. Фроловой «Занимательное сольфеджио за 3 года» (Ростов-на-Дону, 2019), книге Е. Сергиевской «Музыка: секреты и секретики» (Москва, 2018).

Все эти издания позволят педагогам заинтересовать ребят процессом обучения, вовлечь их в мир фантазии и творчества. В результате ученики легко усваивают самые сложные теоретические понятия, без труда овладевая «азбукой музыки».

С большим интересом музыканты познакомились с новинками литературы, поступившие в дар от библиотек и издательств России. Особое внимание привлекли:

фундаментальное издание «Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем: сборник статей по материалам международной научной конференции к 150-летию Московской консерватории» (Москва, 2018).

монография В. Медушевского «Духовный анализ музыки» (Москва, 2016).

сборник «Новая русская музыкальная критика: 1993 – 2003 : Концерты» (Москва, 2016).

монография Д. Густяковой. Репрезентация русской классической оперы в пространстве массовой культуры» (Ярославль, 2017).

скурпулезное исследование Р. Сильвестера «Все романсы С.В. Рахманинова: тексты на русском и английском языках, комментарии, исполнители, записи» (Москва, 2018).

познавательные книги А. Насретдинова «Физика и анатомия музыки» и «Музыкальная математика древних. Поиск гармонии» с подзаголовком: издание специальное, предназначенное для «умников и зануд», с дополнительными материалами для «расслабленных и гуманитариев» (Москва, 2012).

биографические очерки С. Айзенштадта «Детские классики фортепианной музыки» (Владивосток, 2018).

исследовательский труд С. Фролова. «М.И. Глинка в XXI веке. Новый взгляд на личность и творчество» (Санкт-Петербург, 2016).

Были интересны участникам встречи и другие издания музыкальной литературы, представляющие современные взгляды на развитие музыкознания.

По отзывам преподавателей музыкально-теоретических дисциплин полученная информация расширила их представления о новых методиках преподавания сольфеджио и музыкальной литературы и будет использована ими в педагогической практике.

15.10.2019 | Просмотров: 269

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей