Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Поэт земли Смоленской

Книжная выставка

21 июня в отделе документов гуманитарных и естественных наук библиотеки открылась книжная выставка «Поэт земли Смоленской…», посвящённая 110-летию со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского. На выставке представлены издания произведений А. Твардовского разный лет, исследования о жизни и творчестве, журнальные и газетные публикации.

Творчество А. Твардовского занимает особое место в литературе двадцатого века. Поэт обращается к вечным темам, которые затрагивались в русской литературе любой эпохи.

По поэмам А. Твардовского можно проследить историю страны. В трехтомное издание «Избранные произведения» (Москва,1990) вошли первые поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия», которые отразили период коллективизации. Поэт искренне верил, что коллективизация принесет крестьянам счастье. Позже, в 1960-е годы, в поэме «По праву памяти» (Воронеж, 1991) А. Твардовский осмыслит коллективизацию, увидит не только открывшиеся перспективы, но и гибельные меры, которыми проводилось раскрестьянивание России.

В годы Великой Отечественной войны А. Твардовский создает народную «книгу про бойца» «Василий Теркин» (Горький, 1988). Поэма «Василий Теркин» - эпопея войны, так как в многообразных боевых эпизодах, в различных ситуациях и сценах создается образ народа на войне, прослеживается ее история от отступления до победы.

Главным в послевоенном творчестве произведением Твардовского стала поэма-воспоминание «Дом у дороги» (Воронеж, 1991) о силе, стойкости и выносливости русского человека, любви, подвергшейся тяжелым испытаниям, святости и чистоте воинского долга солдата.

Александр Трифонович Твардовский прожил очень непростую жизнь, которая пришлась на самые тяжелые для России годы – революцию, коллективизацию, войну. До сих пор исследователи творчества поэта продолжают изучать его биографию, чтобы понять истоки той силы, которая помогла ему стать нравственной опорой для своих современников.

На выставке представлены периодические издания, отражающие жизненный и творческий путь известного писателя. Жанровое определение «Книги про бойца» приводит Э. Безносов в статье «О жанре поэмы «Василий Теркин». А.Твардовский определил жанр своего произведения «Василий Теркин» как «Книга про бойца» и это соответствовало задаче создания предельно обобщенного образа солдата, которую и ставил перед собой автор. Неоднократно Твардовский намеревался сменить жанровое направление «Василия Теркина» в сторону поэмы, повести или романа, определив и углубив сюжетные, композиционные и другие признаки, но всегда возвращал героя к сложившемуся рабочему плану, чтоб не сводить книгу к частной истории, мельчит ее, лишает ее той фронтовой «всеобщности» содержания, которая делает имя Василия Теркина нарицательным в отношении бойцов такого типа (Вопросы литературы. – 2013. – № 6. – С. 229 – 242). Статья М. Аскольдовой-Лунд «Сюжет прорыва» посвящена первой попытке А. Твардовского создать независимый журнал «Новый мир», который сумел вобрать в себя мощь противоборства мысли и духа нескольких поколений советских писателей, деятелей кино и театра, литературоведов и критиков, изображавших и постигавших мир вопреки канонам социалистического реализма. Статья включает читателя в тематику глобальных проблем – личность и культура, личность и история, художник и власть (Свободная мысль – XXI. – 2002. – № 1. – С.72 - 82). Важнейший историко-литературный документ, рабочие тетради, Александр Трифонович Твардовский вел на протяжении всей своей творческой жизни. Это некий сплав дневника и тетрадей, в которые автор заносил рождавшиеся и шлифовавшиеся в его голове образы, строки, строфы, варианты стихотворений и фрагменты поэм. Сплав этот органичен и знаменует собой свойственное Твардовскому нерасторжимое единство «жизни» и «творчества». Знакомясь с рабочими тетрадями, читатель получает возможность с редкой наглядностью проследить основные этапы создания поэтической вещи. Неустанность и напряженность внутренней работы, открытость новому, бескорыстное и бесстрашное стремление к истине – вот самое сильное и поучительное, что есть в духовном опыте лидера «шестидесятников», - пишет Ю.Г. Буртина во вступительной статье к публикации «Александр Твардовский. Рабочие тетради 60-х годов» (Знамя – 2000. – № 6. – С. 132 - 177).

С книжной выставкой можно ознакомиться до 29 июня.

22.06.2020 | Просмотров: 234

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей