Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Художник, который первым начал писать жизнь своих современников

Выставка документов к 190-летию со дня рождения Эдуарда Мане

20 января в отделе искусств открылась выставка документов «Художник, который первым начал писать жизнь своих современников», приуроченная к 190-летию со дня рождения Эдуарда Мане, французского художника-импрессиониста (1832–1883).

Эдуард Мане – гений и художник-новатор современного искусства – один из наиболее выдающихся французских художников XIX века. Его творчество стало переходным звеном между реализмом и импрессионизмом. За это Эдуарда Мане называют последним из великих художников-классиков и первым представителем современного искусства.

Эдуард Мане родился в аристократической семье и мог заняться политикой или наслаждаться светской жизнью. Вместо этого он посвятил себя живописи и создал уникальный стиль, в той или иной мере повлиявший на творчество Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других художников.

Отец Эдуарда Мане, происходивший из аристократического рода, был судьей, а мать – дочь дипломата и крестница шведского короля – занималась воспитанием и образованием сына. Предполагалось, что сын пойдет по стопам отца и сделает карьеру в области права. Но дядя Мане по материнской линии Эдмон Фурнье открыл у юного дарования художественный талант. Вместе они посещали Лувр и другие музеи. Помимо колледжа, в котором успехи мальчика были посредственными, он посещал курсы рисования.

Открывает книжную экспозицию биографическое издание «Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников» (Москва, 1965). Цель этой книги – познакомить читателя с перипетиями жизни одного из самых прекрасных живописцев XIX века. Повествование о жизни Мане складывается из его высказываний и писем, а также воспоминаний его друзей и современников, критики недоброжелателей.

Книга талантливого исследователя творчества многих французских художников Анри Перрюшо «Жизнь Мане» (Москва, 1988) посвящена творчеству одного из интереснейших французских художников. Издание отличает легкость и живость изложения, а также насыщенность документальным и фактическим материалом.

Более подробную информацию о биографии и творчестве одного из самых тонких и умных живописцев, блестящего колориста содержит альбом «Эдуард Мане» (Москва, 1982). Творчеству Мане обязана своим рождением новая французская школа живописи. В альбоме более 30 репродукций работ художника.

Углубленное исследование жизни и творчества Э. Мане дано в книге историка искусства, доктора искусствоведения, профессора А.Д. Чегодаева «Эдуард Мане» (Москва, 1985). Такой анализ творчества художника был проведен впервые в советском искусствоведении.

Эдуард Мане полностью посвящает себя живописи, в течение пяти лет беря уроки у популярного художника, представителя академического искусства Тома Кутюра. Манера исполнения Э. Мане отличается от салонной живописи, пестрившей идеализмом и классическим академизмом. Фигуры и предметы написаны большими мазками, поражают естественной простотой поз и движений. Он стремится показать, что его персонажи не менее значимы, чем на картинах великих мастеров прошлого.

Благодаря освоению живописи в стиле реализма, художник открывает новые изобразительные формы, для того чтобы довести изображение до максимальной естественности и простоты, но в то же время показать красочное богатство повседневности и вывести на первый план нового героя – простого человека. Эдуард Мане буквально совершает переворот в изобразительном искусстве и становится тем художником, который в своих картинах показывает новый Париж и его обитателей; интерьеры парижских кафе с их особой атмосферой; завсегдатаев, и признается королем импрессионизма.

В начале 60-х гг. официальные академические выставки, салоны, становились год от года все скандальнее. Происходило это из-за того, что академическое жюри салонов отвергало все, что не вписывалось в академическую систему. Это вылилось в конфликт: в 1863 г. открылся очередной Салон, названный «Салоном отверженных», в который не попало огромное количество художников, в числе которых оказался и Э. Мане.

Книга Джона Ревалда «История импрессионизма» (Москва, 1994) по праву считается одним из самых известных трудов по французскому импрессионизму. С помощью богатейшего фактического материала, выдержек из писем художников, свидетельств их современников, критических статей, газетной хроники воссоздается многокрасочная картина истории зарождения и эволюции импрессионизма. Автор раскрывает не только творчество, стиль и манеру импрессионистов, но их личности, драматические жизненные судьбы.

Продолжает экспозицию издание «Импрессионизм» (Москва, 2008), где ясно и просто изложена и упорядочена большая часть ранее проведенных исследований, и в то же время предлагает читателю удобный в обращении путеводитель по творчеству импрессионистов, благодаря которому можно свободнее ориентироваться в этой области. Часть книги посвящена восьми выставкам, взаимоотношениям художников и резкому столкновению импрессионизма с официальным искусством.

Следующая книга, достойная внимания, Л.Г. Андреева «Импрессионизм: Видеть. Чувствовать. Выражать» (Москва, 2005) посвящена импрессионистическому искусству и литературе Франции, Бельгии, Германии, Австрии и по праву считается наиболее оригинальной и полной среди произведений подобного направления. Впервые импрессионизм рассматривается как художественное течение, выражающее особое видение мира и человека.

Автор книги Лионелло Вентури «От Мане до Лотрека» (Москва, 1958) итальянский искусствовед, который дает подробную характеристику каждому из величайших художников эпохи импрессионизма. Главное внимание автор уделяет анализу их произведений, показывая индивидуальное своеобразие каждого отдельного мастера. Книга содержит 217 репродукций, подобранных автором.

На выставке представлены яркие альбомы высокого полиграфического качества, освещающие портретное, пейзажное творчество Э. Мане, а также разнообразные жанры живописи, которые использовал великий художник. Это издания с многочисленными цветными репродукциями картин и их описанием: Н.Н. Калитина «Французский портрет XIX века» (Ленинград, 1985), Н.Н. Калитина «Французская пейзажная живопись 1870–1970» (Ленинград, 1972), «Французская живопись второй половины XIX века–начала XX века» (Москва, 1971), А.Д. Чегодаев «Импрессионисты» (Москва, 1971), «Живопись импрессионистов и постимпрессионистов» (Ленинград, 1986). Эти издания помогут расширить знания о творчестве Эдуарда Мане и импрессионизме, а также получить эстетическое наслаждение от знакомства с картинами знаменитых французских художников-импрессионистов.

На протяжении всей жизни Эдуард Мане оставался верен своей идее «писать только то, что видишь». После смерти слава Мане непрестанно возрастала. В 1884 году друзья открыли выставку его картин, которая стала посмертным абсолютным признанием гения. Его творчество оказало мощное влияние на современную живопись и послужило истоком нового художественного течения, получившего название «импрессионизм».

Приглашаем всех желающих посетить отдел искусств, где размещена экспозиция, которая продлится по 31 января.

20.01.2022 | Просмотров: 173

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей