Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Представитель сентиментализма в русском изобразительном искусстве

Выставка документов к 265-летию со дня рождения В.Л. Боровиковского

1 августа в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная творчеству В.Л. Боровиковского (1757–1825), русского художника, мастера портрета, академика Императорской Санкт-Петербургской академии художеств.

Владимир Лукич Боровиковский принадлежит к числу лучших живописцев XVIII века. Крупнейший русский портретист конца XVIII– начала XIX столетия происходил из украинского казачества; живописи первоначально учился у своего отца-иконописца в Миргороде и также начал свой творческий путь с работы над иконами.

Важную роль в судьбе Боровиковского сыграло путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Известный поэт XVIII века В.В. Капнист привлек художника к оформлению одного из «путевых дворцов», в котором должна была остановиться государыня. По преданию, два больших панно Боровиковского, аллегорически прославляющих императрицу, понравились ей, и она повелела талантливому живописцу переехать в Петербург.

В Петербурге систематического профессионального образования Боровиковский так и не получил: взял несколько уроков у австрийского живописца И.Б. Лампи и пользовался, по свидетельствам современников, советами Д.И. Левицкого.

Боровиковский, благодаря своему другу и покровителю Н.А. Львову, талантливейшему архитектору, поэту, музыканту и ученому, оказался в кругу людей, чьи интересы и мысли были связаны с новым направлением в литературе – сентиментализмом. Искусство Боровиковского – своего рода русский вариант сентиментализма в живописи. Он внес в русскую портретную живопись новые черты: обостренный интерес к миру чувств и настроений, утверждение нравственных достоинств человека.

Более чем за тридцать лет творчества он оставил обширную галерею портретов современников разных сословий и мировоззрений. Но особенно он прославился как певец женской красоты.

Считается общепризнанным, что «Портрет Марии Ивановны Лопухиной», созданный 1797 году, когда мастерство Боровиковского достигло совершенства и отточенности, является лучшим произведением мастера. Собственно, и знают-то Боровиковского многие лишь по этой картине. Со всей полнотой выразилось в этом портрете то, что является самым существенным в творчестве Боровиковского, ‒ стремление раскрыть красоту человеческих чувств.

К лучшим произведениям портретной живописи XVIII века относятся также прекрасные одухотворенные женские портреты: «Торжокской крестьянки Христиньи», «Е.Г. Темкиной», «Е.А. Нарышкиной», «Великой княжны Марии Павловны». Особой жизненной непосредственностью отличается портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагариных. Полон достоинства и серьезности портрет Боровиковского «Г.Р. Державин». Героичность, патетическая воодушевленность выражены в портрете генерала Ф.А. Боровского.

Истории создания и анализу лучших произведений художника посвящено множество статей известных искусствоведов в журналах «Искусство» (2007. – № 5; 2008. – № 6), «Юный художник» (2007. – № 8; 2009. – № 7), «Новый мир искусства» (2008. – № 6), опубликованных в связи со знаменательным событием ‒ масштабной выставкой «…Красоту ее Боровиковский спас», организованной Третьяковской галереей к 250-летию со дня рождения живописца.

Боровиковским было создано несколько больших парадных портретов. С современным искусствоведческим анализом знаменитых работ «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», «Портрет Павла I, в малиновом далматике и порфире», «Портрет князя Александра Борисовича Куракина» знакомят журналы «50 художников: шедевры русской живописи» Вып. 29. «Боровиковский», «Великие художники». Ч. 90.

Несмотря на то, что художник состоял в активной переписке с известными современниками, вел дневники, он не любил жить «нараспашку» и в свою душу посторонних не пускал, да и многие документы были утеряны. По этой причине многие факты биографии и даты остались неизвестными. Сама жизнь Боровиковского оказалась пронизанной страстными поисками гармонии, справедливости и в то же время сомнениями, колебаниями и разочарованиями, которыми была так полна его эпоха.

Специалистов, профессионально занимающихся искусством, заинтересует уникальное исследование доктора искусствоведения Т.В. Алексеевой «Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18–19 веков» (Москва, 1975), в котором автор детально анализирует наследие мастера, осмысливает параллельные явления в смежных областях искусства, рассматривает общие историко-культурные проблемы той эпохи.

Представленные на выставке популярные издания К. Михайловой «Владимир Лукич Боровиковский» (Ленинград, 1968), Т.В. Алексеевой «Боровиковский» (Москва, 1960) приводят вариант жизненного пути знаменитого художника, признаваемый в большинстве посвященных ему работ «каноническим».

Виртуоз живописной техники, смелый новатор и мастер глубоко интимного камерного портрета, Боровиковский держал частную школу живописи. В числе его любимых учеников был знаменитый художник А.Г. Венецианов.

Боровиковский был великим тружеником, не мыслившим себя вне работы. Он оставил после себя более четырехсот произведений. Широкий общественный интерес к этому большому художнику возобновился после десятилетий забвения благодаря «мирискусникам». Александр Бенуа, посетивший организованную С. Дягилевым в 1905 году ретроспективную выставку русской портретной живописи, где было показано более ста портретов руки Боровиковского, отметил: «…Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский». Работы художника, разбросанные по дворянским усадьбам и частным собраниям, только после 1917 года приобрели статус национального достояния, заняли места в крупнейших музеях страны. По результатам телевизионного опроса «Имя России», творческая деятельность В.Л. Борвиковского была представлена в издании Н.М. Кочубеева «Сто великих имен России» (Москва, 2009), посвященном личностям, способствовавшим процветанию Российского государства.

01.08.2022 | Просмотров: 293

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей